БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

7 апреля Православная Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. В этот день Деве Марии явился  архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего.

Митрополит Антоний (Сурожский) так говорит об этом великом Празднике: «Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца». Николай Кавасила, писал так: «Ответ Божией Матери «буди мне по глаголу твоему» был необходим, как и совет Святой Троицы, и после лишь Ее «буди» последовало божественное «да будет».

Не мог Господь родиться от любой женщины. Нужно было родиться от Особой Девы, чрезвычайно смиренной, чрезвычайно покорной Божией воле. У Господа все готово, Он ждал появления Той, которая даст Свое согласие на то, чтобы Слово стало плотию: «Се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38). Таким образом,  Боговоплощение стало актом синергии между Богом и человеком. Словом «буди», произнесенным устами Девы Марии, человеческий род откликнулся на искупительное решение Божественной любви.

Инициатива в деле спасения человечества исходила от Бога, однако так как средство спасения состоит в соединении Божественной Ипостаси и человеческой природы, человек не мог остаться вне этого таинства. Православная Церковь опровергает представление о том, что Христос прошел через Богородицу, «как через канал», то есть что Она была лишь пассивной исполнительницей Божественного предопределения, безгласным инструментом и орудием Божией воли. Та святость, которой достигла Богородица, является не только плодом Божественного предызбрания, но и плодом Ее  духовного подвига. Ее смиренное согласие на волю Божию, Ее готовность принять в Свое чрево Бога воплотившегося были одними из условий осуществления Боговоплощения. Без содействия Божией Матери, без Ее добровольного согласия спасение не могло быть осуществлено.

Ранее нами упоминаемый западный богослов Николай Кавасила в «Гомилии на Благовещение» пишет: «Благовещение было не только подвигом Отца, Его Силы и Его Духа, но также и подвигом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Пренепорочной, без участия Ее веры это намерение было бы столь же неосуществимо, как и без вмешательства Самих трех Божественных Лиц. Только лишь после того, как Бог Ее научил и убедил, Он Ее берет Себе в Матери и заимствует у Нее плоть, которую Она желает Ему предоставить. Точно так же, как Он добровольно воплощался, желал Он, чтобы и Матерь Его свободно и по Своему полному желанию Его родила».

Дева Мария понесла в своей природе все последствия грехопадения, но Своим духовным деланием стала «Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим», а не «в виду будущих заслуг Ее Сына». Возможность сотворить греховный акт сопутствовала Пресвятой Деве всю Ее земную жизнь, у Нее не было никакого иммунитета от греха. Она  отказалась служить греху, ни разу не склонившись к акту греха, поэтому диавол не смог использовать в Ней последсвия первородного греха.

Ее подвиг стал возможным благодаря действию Божией благодати, но не особенной или исключительной, а такой какую Бог всегда и всем был готов дать. Она занималась непрестанно молитвою, чтением и изучением Священного Писания, ум Ее был постоянно в Боге. Ей были чужды все смертные грехи, всякие скверные дела, слова и помыслы. Всякие сладострастные ощущения не могли к ней подступиться. Только в такой степени чистая Дева смогла родить Господа и послужить Ему.

Преподобный Иоанн Дамаскин сравнивает Пречистую Деву Марию с ветхозаветным ковчегом, уготованным для нашего спасения: «Ковчег устроял Ной, чтобы избегнуть потопа, а Марию приуготовлял Себе Христос, Который есть мир наш, чтобы искупить род че­ловеческий. Сто лет был строен ковчег; долго и род человеческий приуготовлялся к рождению Пречистой Девы. Ковчег был сделан из древ негниющих, и Мария была исполнена лишь добродетелями. Тот носился невредимо над водами потопа; Она не испытала кораблекрушения греховного. Через ковчег избран­ные спаслись от потопа водного; через Марию спасаются все, внимающие призывам благодати. От Ноя, вышед­шего из ковчега, восприял начало заново род человеческий, а от Христа, родившегося из Марии, человечеству сообщена новая жизнь».

О том, что Она рождена во грехе по общему закону падшего человечества свидетельствует и Сама Богородица: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк.1:38). Сама Богородица говорит, что нуждается в Спасителе. Этими словами, Она подтверждает, что рожденный Ею Бог есть и Ее Спаситель. «Богоматерь по зачатию и рождению Своему соделалась причастницею первородного греха и греховного яда, которым в праотцах заразился весь род человеческий. Родившись от праведных родителей, Богоматерь проводила и Сама жизнь самую праведную. Чистота и смирение были главнейшими Ее добродетелями» – утверждает Святитель Игнатий Брянчанинов.

Так же об этом писал  В.Н. Лосский: «Как и другие люди, как и святой Иоанн Предтеча, за­чатие и рождество которого также празднует Церковь, Пре­святая Дева родилась под законом первородного греха и вместе со всеми несла общую ответственность за грехопа­дение. Однако грех никогда не смог осуществиться в Ее личности; пагубное наследние греха было не властно над Ее праведной волей. Она представляет вершину святости, когда-либо достигнутую до Христа, в условиях Ветхого Завета, кем бы то ни было из потомков Адама. Она пре­была без греха под всеобщей властью греха, осталась чис­той от всякого соблазна в человечестве, порабощенном князю мира сего. Для служения особому плану Божию Она не была поставлена превыше истории, но именно в цепи исторических событий, в общей судьбе людей, ожидавших спасения, Она осуществила Свое исключительное призвание».

Царица Небесная показала нам, как нужно всецело доверять  Богу. Но способность эта приобретается путем подвига чистоты сердца, подвига любви к Богу.

 

Календарь 2024