29 сентября. Встреча Святыни. Мощи святого равноапостольного князя Владимира, чудотворная икона святителя Луки Крымского.
29 сентября милостью Божией в город Красный Луч прибыли святые мощи равноапостольного князя Владимира и чудотворная икона святителя Луки.
Что такое «мощи»?
Это слово происходит от слова «мощь», «сила».
Заимствовано из старо – славянского языка. Форма множественного числа от существительного мощь «сила». Мощи буквально — «силы, способные совершить чудеса».
Этот корень есть во всех индоевропейских языках: немецкое «Маcht» – «сила, власть», греческое «МAYOС» – «маг, волхв», дословно «могущественный»
Мы поклоняемся святым мощам, прикладываемся к ним, целуем их и получаем благодать Божию через целование святых мощей угодника Божьего, носителем благодати который является.
Так же мы почитаем иконы, обращаясь к изображенному святому, который молится о нас у престола Божьего и доносит наше целование и молитву.
Святых угодников Господь еще при жизни наделяет даром врачевания, исцеления больных, за их благочестивую жизнь.
После смерти в их святых останках действие благодати Божией сохраняется.
Хочется еще сказать о разделении мощей, не теряет ли силу частица мощей в сравнении с самим телом? конечно нет, потому что не само тело является носителем благодати, а живущая в них (мощах) сила Божия.
А эта сила является неделимой и, соответственно, одинаково присутствует во всех частях, поэтому частица святого не менее свята, чем его глава или рука.
Вспомним слова апостола Павла: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны… Посему… славится ли один член, с ним радуются все члены» 1Кор.12:21,26.
Потребность в разделении мощей – это еще и литургическая потребность Церкви. В каждом храме есть антиминс – плат, на котором совершается литургия. И в каждый антиминс обязательно вшивается частица мощей. Дело в том, что для первоначальных литургий престолом служили могильные камни на мощах мучеников. А впоследствии стали употребляться «анти-минсы», то есть «вместо-престолия» с частицами мощей.
История святых останков равноапостольного князя Владимира
Князь Владимир был похоронен в Десятинной церкви. «И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем великим», — сообщает «Повесть временных лет». По свидетельству Титмара Мерзебургского (хронист конца X – начала XI вв.), князь был похоронен в «церкви (возможно, в приделе) мученика Христова Папы Климента рядом со своей супругой; саркофаги их стоят на виду посреди храма».
Мощи князя Владимира были обретены в 1635 г. митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси, экзархом Константинопольского трона Петром (Могилой), возложены в церкви Спаса-на-Берестове, а через год торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Там они находились в серебряном ковчеге в нише справа от иконостаса. Часть мощей святитель Петр (Могила) передал в Свято-Успенский собор Московского кремля.
«Украинская» часть мощей после революции хранилась в киевском Музее культов и быта, но перед войной известный скульптор-антрополог Михаил Герасимов, восстанавливающий облик исторических личностей по их останкам, увез мощи в Ленинград. В блокадные годы они бесследно пропали. «Московские» мощи хранились в кремлевских музеях, а в 1989 г. были переданы митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому (будущему митрополиту Киевскому) Владимиру (Сабодану), который поместил их в Ростовском кафедральном соборе. В 2005 г. эта частица мощей была возвращена в Киев, где и хранится до сих пор в Киево-Печерской лавре.
Святитель Лука Крымский
Святитель Лука Крымский является исповедником православной веры, который исцелял душевные и телесные недуги. Святитель показал пример сочетания служения архипастыря и врача.
Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончив гимназию, по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», выбрал медицину.
Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» были восприняты святителем как Божий призыв.
С 1946 по 1961 гг. Владыка Лука был правящим архииереем Крымской епархии. Скончался Преосвященнейший Лука 11 июня 1961 г., в День Всех святых, в земле Российской просиявших. Его молитвами совершались многочисленные чудесные исцеления. В 1996 г. состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. Бог молитвами святителя Луки да даст и нам крепости в несении своего креста и добром исповедании Святой Православной Веры.