28 августа. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
Успение — один из двенадцати важнейших праздников в годовом богослужебном круге, который он и завершает. Он относится к Богородичным, то есть посвящен Божьей Матери.
Успением Пресвятой Богородицы называется конец Ее земного пути, то есть телесная смерть. Но про Божью Матерь не принято говорить «умерла», а скорее — «уснула». Ведь не только Ее душа отправилась на Небо — Христос забрал и Ее тело из гробницы, где она как бы спала, ожидая, когда Сын придет за Ней.
Богоматери за три дня до кончины было известно, что пришло Ее время умирать. Она сообщила об этом близким, дала последние распоряжения и стала ждать Своего часа. Все, кто пришли попрощаться с Ней, горевали и плакали. А Дева Мария была радостна и спокойна — ведь Она шла к Своему Сыну. Она утешала окружающих и обещала для каждого из них быть Заступницей перед Господом. И по сей день верующие почитают Ее как главную небесную помощницу и обращаются к Ней при всякой нужде.
На вечерне Успения и других Богородичных праздников читаются паремии из Книги Бытия, Книги пророка Иезекииля и Книги Притч. Церковь видит в этих текстах указание на Пречистую. Первая паремия говорит о видении Патриархом Иаковом чудесной лестницы от земли до неба, по которой восходили и спускались Ангелы (Быт. 28:10–17). Эта лестница – прообраз Божией Матери, послужившей спасению людей через рождение Христа. Вторая – из Книги пророка Иезекииля (43:27; 44:1–4): она говорит о тайне Приснодевства Богородицы с помощью образа затворённых врат, через которые войдёт лишь Господь. Третья паремия – из Книги Притчей Соломоновых (9:1–11) – начинается со слов: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь…» Здесь говорится о Премудрости, Которая создала Себе дом – это образ Сына Божия, Его рождения от Пречистой Матери.
В одном из видений пророка Иезекииля восточные ворота будущего Иерусалимского храма были затворены, при этом Господь сказал: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44:2). Эти ворота считаются символом Приснодевства Богородицы: «Кого же, как не Марию, обозначают эти врата? Они заперты, потому что Она – Дева. Врата обозначают Марию, чрез Которую Христос вошёл в мир, явившись от девственного рождения и не повредив ключей девства» (Амвросий Медиоланский). Так же толкует образ закрытых врат в службе Сретения Роман Сладкопевец: «Ужасалась, слыша, Непорочная Дева, Которой старец возвестил: “Все пророки проповедали Твоего Сына, Которого родила Ты безсеменно. О Тебе же пророк возглашал и возвестил чудо, что затворёнными вратами являешься Ты, Богородица, ибо Тобою пришёл и явился Владыка, и не отверзлась, не подвиглась дверь чистоты Твоей, Которою прошёл и сохранил неповреждённой Единый Человеколюбец”».
28 августа в храме Иверской иконы Божией Матери Божественную Литургию возглавил секретарь епархии, настоятель храма иеромонах Симон (Биягов) в сослужении иерея Николая Колочева. Во время богослужения возносились молитвы о Святой Руси и сугубые прошения прихожан. По заамвонной молитве с пением тропаря и кондака праздника иеромонах Симон прочел молитву ко Пресвятой Богородице. В завершении Литургии настоятель поздравил прихожан с праздником и пожелал заступничества и помощи Пречистой Девы Марии, которая, как поется в тропаре «в рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси…», то есть на высоком своем престоле Божия Матерь не забывает земнородных чад своих, она любит, помогает и благословляет нас.