Великопостное послание архиепископа Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона пресвитерам, диаконам, подвизающимся в монашестве и всем верным чадам Ровеньковской епархии

Великопостное послание

архиепископа Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона пресвитерам, диаконам, подвизающимся в монашестве

и всем верным чадам Ровеньковской епархии

Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христа.

святитель Игнатий Богоносец

Истинный пост – удаление от зла,

воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение от похотей, злословия, лжи, клятвопреступления.

святитель Василий Великий

Возлюбленные о Господе пресвитеры и диаконы, подвизающиеся в монашестве, дорогие братья и сестры!

В вечер Прощенного воскресенья в православных храмах по всему миру совершается богослужение с Чином Прощения. После прочтения покаянных молитв священники сначала просят прощения друг друга, а после и у всех присутствующих в храме, становясь при этом перед ними на колени, после чего и все православные христиане обращаются друг к другу со словами: «Прости меня. Бог простит, и я прощаю». Этот чин имеет не только традиционное или символическое, но и глубокое смысловое значение. Православный христианин, начиная свой путь к Воскресению Христову посредством святого поста, в первую очередь обязан оставить все свои долги земные, перед своими родными, близкими и вообще всеми людьми. Только очистившись прощением перед ближними, человек может со смирением приступать с просьбой к Богу. Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди учит нас: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф.5:23-24)». Так мы и должны поступить сегодня – попросить прощения у тех, кого, возможно даже ненароком, обидели, и простить тех, на кого, возможно даже не отдавая себе в этом отчёта, затаили обиду. В противном случае наше воздержание в пище и усугубление молитвенных правил послужит нам не для пользы, а лишь для укоренения в нашей духовной слепоте и лицемерии.

В будничные дни Великого поста совершается молитва преп. Ефрема Сирина. Эта краткая по своим словам, и бесконечно глубокая по смыслу, молитва, охватывает все сферы нашей духовной жизни. В первой части мы просим Господа «не дать» нам совершать то, что нам не полезно и губительно – праздность, уныние, властолюбие, празднословие; во второй части мы просим Его подарить нам те качества души, которые могут украсить нас и нашу жизнь – целомудрие, терпение и любовь; и в третьей части молитвы мы просим Бога о самом важном и самом трудном для нас – даровать нам возможность видеть наши прегрешения, брёвна в наших глазах, – и не осуждать братьев наших, не замечать веточек в их очах. В одной короткой  молитве святой 4-го века сумел найти самые точные слова для решения самых частых и закоренелых проблем человеческой души.

В течение Великого поста мы десятки и сотни раз слышим и повторяем слова этой молитвы. Однако сколько раз эти слова остаются лишь красивыми и мудрыми словами, которые проходят через наши уши и уста, но остаются для нас бесполезными? И сколько раз эти слова остаются у нас в памяти, чтобы потом осесть в нашей душе и сохраниться в сердце? Каждый сам для себя пусть даст ответ.

Царство Божие силою берётся (Мф. 11:12) , и для того, чтобы исправить нашу жизнь, для того, чтобы слова преподобного Ефрема стали для нас путеводными ориентирами к Богу, приложим своё желание, свои силы и свою волю. Если мы сможем пожертвовать Богу малое, Господь не откажет нам в великом. В этом случае,  нам покажется мало всего сорокодневного строгого поста, земные поклоны не будут такими многочисленными, а богослужения такими утомительными. Тогда, пройдя путь Великого поста в смирении, терпении и любви, мы сможем с духовной радостью приветствовать друг друга бессмертными словами: «Христос Воскресе! Воистину  Воскресе!».

+Пантелеимон

АРХИЕПИСКОП РОВЕНЬКОВСКИЙ И СВЕРДЛОВСКИЙ

13 марта 2016 г.

г. Ровеньки

 

 

Календарь 2024