Преображение Господне.

Преображение Господне

Вера человека бывает способна двигать горами, она сильнее любого оружия. Но иногда наша вера настолько слаба, что не может принять даже самого очевидного и нужного. Сквозь сумрак греха не разглядеть образ Истины, и по сей день далеко не все, узнавая дела и учение Христа, видят за ними Божественные всемогущество, мудрость и любовь Спасителя. Присутствие Господа среди людей причиняло Ему глубокие страдания. Созданное Им человечество, ради которого Он Сам стал человеком, привыкло все понимать превратно. В Спасителе, Мессии люди желали видеть земного царя-освободителя, который доставит земное благополучие, предложит свободный доступ к нескончаемым чувственным удовольствиям. А Господь нес человечеству нечто большее, хотя пока невидимое, недоступное многим – вечное Царство на Небесах. И ради этого Он шел на Крест, на страдания. Наслаждением люди потеряли Рай, страданиями возвращаются в него. Христос шел принять муки за грехи человечества, дабы Своим смирением окончательно ниспровергнуть власть над людьми духа гордости и тем самым открыть всем двери Рая. Но даже апостолы могли соблазниться, видя немощь Христа на Кресте, они могли усомниться в Его Божественной силе. Для укрепления их веры необходимо было особенное знамение, и оно было дано трем избранным апостолам.

Как-то Господь сказал: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих, здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Через шесть дней после этого Спаситель взял с Собой Петра, Иоанна и Иакова и взошел на высокую гору помолиться (по преданию, это была гора Фавор). Он возвел с Собой только троих, как наиболее близких ему. Господь видел, кто более других доверяет Ему и любит Его – тем Он и Сам становится близок, им Он и открывает многое.

На горе апостолы утомились от долгой молитвы, стали клониться ко сну, но вдруг что-то необычное, удивительное, доселе невиданное пробудило их ум, сердце и тело. Господь «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2).

Спаситель видимым образом явил Свое вечное Божественное величие. От Него исходил свет Божества, более яркий и чистый, чем солнечные лучи. Этот свет не ослеплял, он просвещал сердце, изгонял из него всякий мрак. Те, кто видел этот свет, ощутили неизъяснимую радость, небесный покой, блаженство. Спаситель стоял в Своей нетварной, небесной славе, перед которой бессильно коварство как недобрых людей, так и падших ангелов и которую Христос премудро скрывал в течение Своей земной жизни.

«Этот Свет был откровением дивной красоты Божией, в сравнении с которой вся чувственная земная красота показалась бы темной, мрачной ночью, а земные наслаждения, если бы слить их в одну чашу, – напитком, горьким, как полынь.

Этот Свет был началом, источником и полнотой бытия. На горе Преображения человеческой мысли ничего не хотелось знать, но только созерцать вечный, несотворенный Свет. Человеческое сердце ничего не могло желать, кроме одного – всегда пребывать в лучах Фаворского Света.

Перед апостолами открылось таинство вечной жизни, как вечное озарение Божественным Светом, где в каждом мгновении – полнота всего счастья; и в то же время это счастье постоянно увеличивается и раскрывается в новых волнах Божественного Света, поэтому вечная жизнь – это всегда новое, всегда неведомое, всегда нежданное, всегда дивно прекрасное и неповторяющееся в своей красоте…

Божественный Свет изображается на иконах как нимб вокруг лика святого. Это драгоценная корона, которой Господь венчает победителей. Божественный Свет Преображения – это тайна будущего века, когда в огне сгорят небеса и земля и будут новая земля и новое небо» (архимандрит Рафаил (Карелин).

В этот момент преобразившемуся Господу предстали два древних пророка Моисей и Илия, так же во свете, беседуя с Ним о предстоящих Ему в Иерусалиме страданиях. Моисей некогда принял из рук Божиих Закон, он ходатайствовал пред Господом за целый народ и по справедливости назван боговидцем. Илия – ревностный блюститель Закона, верный Богу даже тогда, когда вокруг поголовно все были преданы тлетворному духу язычества. Душа Моисея по смерти находилась в аду, где до пришествия Христа ветхозаветные святые пребывали в надежде на грядущее избавление. Илия промыслительно взят с телом на небо, дабы в конце веков возвестить на земле Второе Пришествие Христово и принять смерть от руки антихриста.

Так на Фаворе представители Неба, земли и преисподней поклоняются Господу, в Котором Божество соединено с человечеством и Который желает преобразить весь видимый мир, возвести людей от власти преисподней к вершинам небесной славы.

Пророки, завершив беседу, удалялись в иной мир. Свет будущего Небесного Царства, явленный людям на малое время, скрывался от их глаз. Апостолам хотелось навсегда продлить Преображение, и Петр сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (палатки): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4).

Апостол Петр выразил состояние души, испытываемое каждым, кто приобщился свету благодати Божией: «хорошо нам здесь быть» – с Тобой, Господи, в Твоем Божественном Царстве, когда в нас от Твоего света умолкли все порывы греха. Петр в простоте предложил сделать три палатки для Господа и двух пророков, чтобы продлить явление небесной славы. Его разум еще не совсем понимал, что не о созидании вещественного жилья нужно заботиться. Но сердце апостола было проникнуто верным, святым настроением – он желал Богообщения, при этом не просил шатра для самого себя – своекорыстие чуждо душе, коснувшейся благодати Божией.

Вдруг изумленных апостолов покрыло светлое облако, раздался небесный, Божественный голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» (Мф. 17:5). Вновь людям явлено единство Бога Отца и Сына и что только в послушании Христу возможно достичь небесного благоволения. Видение завершилось. Спускаясь с горы, Спаситель запретил апостолам рассказывать об увиденном до Его Воскресения – когда свет Божественной славы Христа будет явлен уже многим людям.

Благодатное облако на Фаворе

Каждый год в день православного празднования Преображения Господня, 19 августа, в Палестине над горой Фавор появляется светлое облако. Оно спускается на православный храм на верху горы, покрывает его и людей, находящихся в нем. Это явление признают за чудо даже местные жители, потому что летом в этой местности облаков не бывает вообще.

Однажды, когда во время богослужения на Фаворе пели поочередно два хора, облако внезапно появилось над поющими. Когда запел другой хор, облако переместилось к нему. Так оно перемещалось от одного хора к другому всю службу.

А в другой раз, во время Литургии, при вынесении чаши со Святыми Дарами, в небе вдруг появились облака, которые проносились над головами людей с огромной скоростью. При этом ветра почти не было, верхушки кипарисов еле колыхались, а облака все летели и летели. Они устремлялись к православному храму. Пройдя над ним, облака стали исчезать на подступе к католической базилике.

Схождение облака происходит только на православный праздник Преображения, католики отмечают его двумя неделями раньше – без чудесного облака.

священник Валерий Духанин

 

Календарь 2024