Рождественское послание Высокопреосвященнейшего митрополита Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона Председателя Миссии Синодального отдела УПЦ по делам семьи духовенству, монашествующим и всем верным чадам Ровеньковской епархии

 

«Ныне ликуют на небе Ангелы,

содрогается в преисподней враг рода человеческого,

на земле воскресают падшие люди, радуясь о надежде спасения.

Посему да ликует святой, ибо приблизился к славе;

да радуется грешник, ибо приглашен снискать прощение;

да воодушевится язычник, ибо призван к жизни»

святитель Иоанн Златоуст

Возлюбленные о Господе священники и диаконы,

честное иночество, дорогие братья и сестры!

В этот великий и священный день «веселятся небеса и радуется земля», весь мир торжествует потому, что Родился на земле Господь и Бог наш Иисус Христос!

В Рождестве Спасителя проявилась Божественная любовь

к падшему человеку: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Этими словами апостол и евангелист Иоанн Богослов подчеркивает, что причиной пришествия в мир Сына Божия было благоволение Бога Отца о спасении погибающего человека. При этом Бог Слово воплощается не по принуждению, но по единой Божественной воле, которая присуща всем Лицам Святой Троицы. Вот как об этом мы читаем в священных текстах праздника Рождества Христова: «В яслях животных бессловесных нас ради Ты был положен, долготерпеливый Спаситель, став Младенцем по Своей воле».

Это благоволение к миру, эта Божественная любовь к творению были засвидетельствованы Святой Троицей на Предвечном Совете о творении мира и Воплощении Сына Божия. Предвидя грехопадение человека, Бог в вечности определил его спасение, а Сын Божий изъявил согласие к Своему Вочеловечению: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» (Евр. 10:7). Грехопадение прародителей Адама и Евы стало всемирной катастрофой. Грех вошел в мир, изувечив отношения человека

с Богом, человека и природы, и наконец, исказил взаимоотношения между самими людьми. Для того, чтобы восстановить утраченный союз потребовалось много времени и немало усилий.
Для укрепления веры в Единого Бога, для приуготовления человеческих душ принять грядущего Мессию, Господь посылал ветхозаветных праведников и пророков, которые возвещали о пришествии в мир Спасителя. За семьсот лет до Рождества Христова, великий пророк Исаия, которого мы еще называем «пятым евангелистом», пророчествовал о рождении Мессии, достоверно знаменуʹя Его будущие чудеса и исцеления: «Бог ваш … придёт и спасёт вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь…» (Ис. 35:4-6). Также пророк Исаия приоткрывает нам тайну Боговоплощения, указывая, что Мессия родится от Девы чудесным образом: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: «с нами Бог»» (Ис. 7:14; Мф.1:23).

Блаженный Иероним Стридонский говорит, что пророк Исаия высказывает тайну нашей надежды и тайну нашей веры. Тайна надежды в том, что Бог придёт в мир и будет жить с нами. Тайна веры в том, что Бог становится человеком, чтобы человек стал богоподобным. Эту же мысль подтверждает святой отец Церкви Блаженный Августин: «Родился Христос как человек видимый от человека — девы, а как Бог сокровенный — от Бога Отца».

В тайне Рождества Христова нам открывается великая радость нашего спасения. «Не бойтесь, — говорит Ангел Господень, — я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 10-11). Ангел возвещает радость о нашем спасении! Бог соединяет человеческую природу с Божеством — и в этом заключается наше спасение, наше освящение, обóжение и совершенство. Вот как об этом говорит преподобный Иустин (Попович): «Лишь в Боге человеческое естество обрело свою абсолютную святость, свою абсолютную благость, свою абсолютную истину, свою абсолютную любовь, свое абсолютное совершенство. Вне Бога — человек не на своем пути, а на пути смерти, тления, относительности. С Ним и в Нем человеческое естество полностью и совершенно обрело себя, свой вечный смысл, свое вечное осуществление и свою вечную жизнь».

В Боговоплощении человечество получило доступ к Богу. Принятие Богом человеческой плоти было избрано как лучший способ нашего спасения. В ином образе, по мысли святителя Григория Богослова, Господь наш Иисус Христос был бы недоступен для человека. В Рождестве Христовом, по слову святителя Григория Паламыʹ: «Небо и земля пользуются равной честью, потому что Тот, Кто все из небытия привел в бытие, дарует своему творению Самого Себя».

В день Рождества Христова мы прославляем Святую Приснодеву Богородицу за то, что Она своим смирением послужила этой великой тайне — Рождению в мир Господа Бога. Чудо Боговоплощения стало возможным через смирение Девы Марии. Блаженное чрево Богородицы воистину стало Благодатным Небом, в котором из девической плоти «соткася Плоть Божественного Агнца — Спасителя душ наших» (из акафиста иконе Божией Матери «Благодатное Небо», Кондак 1). Святые отцы призывают нас не удивляться этому девственному рождению Спасителя, так как эту тайну мы должны принимать не разумом, но верой. А наша вера говорит, что именно во чреве Девы Марии Бог Слово стал человеком и удостоил воспринять в единство Своей ипостаси хрупкость нашей природы. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14), — восклицает апостол и евангелист Иоанн Богослов.

Сегодня Церковь вспоминает тех, кто первыми из людей получил эту радостную весть о рождении Христа Спасителя. Мир прославляет «чистых сердцем» пастухов, которые удостоились первыми поклониться Новорожденному Богомладенцу Христу, воздать Ему хвалу и славу за все то, что слышали и видели, как им было сказано Ангелами (Лк. 2:20). Также мы почитаем восточных мудрецов, которые научились звездой поклоняться Солнцу правды — Господу и Богу нашему. Они пришли с далекой страны, чтобы поклониться Небесному Царю и преподнести Ему в дар: «Чистое золото — как Царю веков, ладан — как Богу всего мира и смирну — как мертвому в течение трех дней Бессмертному» (стихиры на стиховне праздника).

В сегодняшний радостный и священный день единодушно попросим Богомладенца Христа благословить нас на стяжание святой добродетели Богородицы — смирения, приобретая которое, мы побеждаем нашу гордость и наше себялюбие. Мы просим, чтобы светлое Рождество Христово просветило наше сердце каждого человека и соделало его чистым, подобно сердцам радостных пастухов. Откликнемся исполнить заповедь Спасителя из Нагорной проповеди: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Согласно апостолу Павлу, увидеть Господа сможет только тот, кто старается достичь святости  и приобрести мир со всеми людьми (Евр. 12:14). Подобно восточным мудрецам принесем родившемуся Христу свой светлый разум — как дорогостоящее золото, искреннюю молитву — как приятный для благоухания ладан, воздержание от страстей и пороков — как смирну, которая предотвращает тление.

От всей души сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры с великим и светозарным праздником Рождества Христова! Прославляя Господа, молитвенно желаю благословенного мира нашей земле в Новом году, каждой семье духовной радости о Воплотившемся Спасителе, всем людям доброго здравия и многих лет жизни.

ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ! СЛАВИТЕ ЕГО!

С любовью о Богомладенце Иисусе Христе

+ Пантелеимон

митрополит Ровеньковский и Свердловский

Председатель Миссии Синодального отдела УПЦ

по делам семьи

Рождество Христово

25 декабря 2019 г./ 7 января 2020 г.

г. Ровеньки

 

Календарь 2024