Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, архиепископа Ровеньковского и Свердловского
Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
архиепископа Ровеньковского и Свердловского,
Председателя Миссии Синодального отдела УПЦ по делам семьи
духовенству, монашествующим
и всем верным чадам Ровеньковской епархии
2018/2019 гг.
«Слово плоть бысть и вселися в ны:
и видехом славу Его, славу яко
Единородного от Отца,
исполнь благодати и истины» (Ин. 1, 14).
Возлюбленные о Господе священники и диаконы,
честное иночество, дорогие братья и сестры!
Рождение Господа нашего Иисуса Христа — это великая тайна благочестия, потому что ради нас, людей, и ради нашего спасения сегодня Сам Безначальный Бог является во плоти (1 Тим. 3, 16). На землю в образе раба приходит Тот, Царство Которого не от мира сего, Царство Которого — на все века и для всех поколений.
Принятие Богом человеческой плоти — это основа нашего спасения. Боговоплощение — это начало, сущность христианской веры, камень, лежащий во главе угла (Мф. 21, 42). Боговоплощение было избрано Богом как единственный способ нашего спасения. В ином образе, по мысли святителя Григория Богослова, Господь наш Иисус Христос был бы недоступен для человека.
«Слово соделалось плотию не для того, чтобы Слову не быть уже Словом; но чтобы Слову быть во плоти», — говорит святитель Афанасий Великий и этим подчёркивает, что после воплощения Сын Божий Иисус Христос не перестал быть Богом, но в Его Личности Божественная природа соединилась с человеческой, чтобы человеческое естество было причастно Божественному.
Вселенский учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст так размышляет о тайне Боговоплощения: «Будучи истинным Сыном Божиим, Он соделался Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих, соделать чадами Божиими. Высокое в общении с уничиженным нисколько не теряет собственного достоинства, а уничиженное возвышается чрез то из своего уничижения». И мы изумляемся, видя, как Бесконечный и Предвечный Бог и немощный человек соединяются в Иисусе Христе. По мысли преподобного Максима Исповедника «безграничное неизреченным образом ограничивает Себя, и ограниченное расширяет себя в меру безграничного». Таким образом, после воплощения каждый человек может жить одной жизнью со Христом; призван стать храмом Святого Духа и быть усыновленным Богу Отцу через Богочеловека Иисуса Христа.
В эту священную Рождественскую ночь пастухи, которые пребывали в поле, охраняя свое стадо, удостоились поразительного светоносного явления, так как слава Господня озарила их. Ангел Господний сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10-12).
Но почему же Ангел Господень является именно пастухам и возвещает о рождении Младенца Христа? Блаженный Феофилакт Болгарский подчеркивает, что пастухи первыми среди людей удостоились ангельского благовестия именно «за простоту их нрава и незлобие, так как они подражали образу жизни праведных».
И этим Господь показал, что Он с самого начала избирает тех, кто простосердечнее других. Простота была состоянием Адама до его грехопадения, когда он всех видел чистыми и кроткими, так как был облечён благодатью Божией.
Преподобный Паисий Святогорец говорит, что «простота — это первое чадо смирения. Когда в человеке есть простота, тогда есть и любовь, и жертвенность, и любочестие, и благочестие. Простой и нелукавый человек, обладая смирением, получает благодать от Бога, Который по природе прост и благ». Господь наш Иисус Христос в Своем рождении проявляет простоту и смирение, он рождается не в царских палатах, но в убогой пещере, в яслях для животных.
Господь сегодня и от нас ждет сердечной простоты и смирения, духовной радости и глубокого умиления, которые уподобляют нас Вифлеемским пастухам, пришедшим встретить Богомладенца Христа.
Что может быть радостнее для души верующего христианина, как не лицезрение своего Бога? И вместе со словом Ангела, обращёнными к пастухам, стали восклицать и небесные воинства: «Слава в вышных Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2,14).
В эту рождественскую ночь и мы присоединяем свои радостные гласы к величественному пению Ангельского хора: воспеваем Славу Богу нашему и просим у Него мира для нашей земли.
Пусть в наших сердцах найдутся ясли, готовые принять Богомладенца Христа, и драгоценные дары, готовые Ему принадлежать. Дары Рождества — это мир и благоволение, это всепрощение и жертвенное служение ближним, и любовь, объемлющая всё человечество.
Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные братья и сёстры, с великим и светозарным праздником Рождества Христова! Прославляя Господа, желаю всем вам благоденственной и мирной жизни, тихой радости о Христе Рождающемся, доброго здравия и многих, счастливых лет жизни. И светлой надежды — в эту зимнюю святую ночь!
Пусть ныне радостная ангельская песнь звучит в наших сердцах, наполняя их умилением и ликованием.
Возблагодарим ныне Господа за все Его благодеяния, дарованные нашей Святой Церкви и каждому из нас в году уходящем. Призываю вас молиться о Его милости к нам и о всём православном мире в новом году благости Господней.
+Пантелеимон
ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ! СЛАВИТЕ ЕГО!
С любовью во Христе Родившемся
архиепископ Ровеньковский и Свердловский,
Председатель Миссии Синодального отдела УПЦ по делам семьи
Рождество Христово
2018/2019 гг.
г. Ровеньки