Слово на день Святого Духа
Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всякую истину (Ин.16:13)
Перед спасительными страданиями Своими, оставляя Своих учеников, Господь Иисус Христос неоднократно повторял им обетование послать к ним Иного Утешителя, который бы пребыл с ними в век. Великое дело служения, вверенного Апостолам, требовало Божественной помощи. Что могли сделать 12 человек против целого мира, который был не на их стороне? Но прежде всяких затруднений со стороны, нужно было устранить все препятствия, какие могло найти слово учения Божественного в самих проповедниках. Время, в которое могли они пользоваться наставлениями Господа, было так непродолжительно; приготовление к этим урокам так было мало: предвзятые мнения против него так были сильны; Божественное учение так глубоко и обширно, что без особенных мер нельзя было ручаться за верное сохранение его даже в избранном обществе ближайших учеников – не говоря уже о единстве его при распространении в целом мире, в отдаленных веках. Правда, события голгофские, явления Господа по воскресении, беседы Его с учениками о тайнах царствия Божия, изъяснение им писаний, опровергли некоторые заблуждения, уяснили некоторые части учения Христова. Но мы не видим, чтобы эти беседы были часты и продолжительны, как бывало прежде. И многое еще должно было оставаться темным. В самый день взятия Господа на небо, ученики Его все еще помышляли об устроении царства Израилева, а не всемирного царства Христова. Итак, еще нужен был для этих всемирных учителей свой Учитель.
По предвечному совету Триединого Бога довершить дело Христово в человечестве, ввести благодать и истину Христову в умы и сердца наши, соделать жизнь Христову достоянием человечества – восприял на Себя равночестный, равномощный и Единосущный Сыну Божию Дух Святой. И в день Пятидесятницы Он открыл свое Божественное действие в человечестве, и первее всего в Апостолах.
Как же исполнил Он великое обетование Господа? Мы можем видеть это, сличая слова обетования с исполнением.
Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину. Изображая действие Духа Святого в Апостолах, Господь нарицает Его Духом истины. Этим определяется характер Его действия. Он не только знает истину, обладает ей, но и сам есть истина (1Иоан.5:6) или Дух истины. Потому все внушения Его и глаголы суть истина. Тому, кто слышит Его глас в себе, истина открывается не как плод различных соображений, колебаний, сомнений, но как непосредственное знание. Как сам Сын Божий глаголал о Себе: еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем (Иоан.3:11), так и приявшие Духа от Бога могли говорить о себе: нам Бог открыл есть Духом своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия (1Кор.2:10). Истина у Бога: нам принадлежит только искание истины, исследование; но Апостол Христов говорит о себе: есть истина Христова во мне (2Кор.11:10).
Особенным удобством слышать внушения Духа истины, по обетованию Господа, будет для Апостолов то, что эти внушения не от вне будут приходить к ним, но в них самих будет глаголать Дух Святой. «Вы знаете Его, – глаголал им Господь, – яко в вас пребывает и в вaс будет». Есть различие между настоящим отношением Духа Святого к ученикам и будущим. О настоящем сказал Господь: «в вас» (точнее, с греч. «с вами», «при вас») пребывает; а в будущем – «в вас будет». И при жизни Господа они уже обладали некоторыми дарованиями Духа Святого, как-то даром чудотворений. Но в действии сих дарований сила Духа Святого являлась более вне самих чудодействующих, нежели в них самих. От того иногда бывали чудодействующими и не обновленные благодатью. От того случалось, что недостаток внутреннего действия Духа Святого ограничивал и силу его внешнего действия: так, когда ученики хотели изгнать духа нечистого, не покорив плоти своей духу постом и не укрепив себя молитвой, напрасны были все их усилия изгнать духа. По воскресении Своем Господь божественным дуновением вводит Духа Святого в них самих, преподавая им благодать разрешать грехи. А в день Пятидесятницы Сам Дух Святой исполняет Собой все их существо. Трояким, – говорит св. Григорий Богослов в слове на день Пятидесятницы, является действие Духа Святого в Апостолах, по мере их удобоприемлемости, и в три различные времени: до прославления Христова страданием, – по прославлении воскресением, – и по вознесении на небо. Первое было неясно, второе явственнее, а нынешнее – совершеннее: ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует, и, как сказал бы иный, сопребывает и сожительствует Дух (Творен. IV, с. 16), – Итак отселе в Духе Святом они будут иметь постоянно присущего, всеведущего, всегда Истинного Наставника.
Что же возвестит им Божественный Наставник? Господь обещал, что Дух истины научит их всему. Той вы научит всему (Иоан.14:26). Сколько ни обширно это обетование, но его изрекли не ложные уста, и потому оно несомненно истинно. Дух истины раскроет им всю истину Христова учения и соделает их верными органами к сообщению ее целому миру.
И во-первых, Дух Святой, говорит Господь, воспомянет вам вся яже рех вам (Ин.14:26). Удостоенные близкого общения с Господом, ученики Его были свидетелями множества Божественных деяний и наставлений, которые не должны были утратиться для мира. В них он должен узнать Христа – Божию силу и Божию премудрость. Апостолы должны были свидетельствовать о всем, что совершил Он, начиная от крещения Иоаннова далее до дне, в он же вознесеся нa небо (Деян.1:22). Им не изобретать нужно было новое учение, но передать то, что они слышали, что видели своими очами, что руками своими осязали (1Иоан.1:1). Без сомнения, деяния и речи Христа Спасителя и сами по себе должны были глубоко врезаться в их памяти, уме и сердце: но легко могло статься, что не все свидетели были бы согласны в их понимании, а оттого не согласны были бы и в передаче их; одни могли отдавать более значения и достоинства такого рода действиям и словам, другие иного, а потому и объяснение Божественного явления Искупителя не у всех было бы одинаково. При том же не все в Его действиях и речах, не все в самых событиях было понятно для учеников. Оттого и взгляд на ход дел не всегда был правилен. Чтобы воспринятое памятью освежить, забытое воскресить, неясное и неправильно понятое представить в полном свете истины, – подается им Дух Святой. «Он воспомянет вам, – говорит Господь, – вся, яже рех вам». Нужно было, чтобы их созерцанию постоянно предносился полный, верный и живой образ Господа Иисуса Христа, в каком Он благоволил явить Себя на земле. И вот черты этого Божественного образа доселе нам сияют в четырех Евангелиях, как бы в четырех чистых зерцалах. Деяний и наставлений было так много, что, казалось, аще вся по единому писана бывают, ни самому всему миру вместити пишемых книг (Ин.21:25). Но Дух Святой, дав божественному божественную меру и снисходя к немощи человеческой, указал богодухновенным повествователям, что и как раскрыть, чтобы изображение и в своем уменьшенном виде верно отвечало первообразу. В этих изображениях иное мы видим даже вернее, нежели как оно в начале представлялось самим свидетелям событий и речей. Действием Святого Духа совершилось то, что эти изображения, разными художниками, в разные времена, по различным требованиям начертанные, взаимно себя дополняют, уясняют, подкрепляют. Той или другой рукой живописуется в них Мессия, исполнитель Закона и Пророков, искупитель рода человеческого, сын человеческий и Сын Божий, но так, что во всех чертах является светлый образ Богочеловека.
Но достаточно ли только воспроизвести черты исторического явления Сына Божия? Сколько вопросов надлежало решить, когда нужно было прилагать новые начала христианства к древним формам и идеям религиозным: что из них удержать, что отринуть, как отделить чистое от нечистого – в иудействе, в религии естественного человека? Господь Сам в последней беседе Своей с учениками сказал: еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (Иоан.16,12). Нужно было дополнить наставления. Слово Апостольское должно было сделаться руководством для всей церкви, всех времен: они имели дело не со своими только современниками, но со всеми последующими родами и поколениями. Их потребности, их вопросы уже должны быть предрешены в слове Апостольском потому, что учение Христово предназначено и долженствовало быть общим исповеданием всего рода человеческого. Кто же мог дать учению рыбарей Галилейских такой полный, всеобъемлющий характер? Кто мог восполнить недосказанное в словах Господа, по немощи учеников, или недослышанное ими? Небесный Сеятель поверг в умы и сердца своих ближайших слушателей семена Божественной истины, которые должны были разрастись и доставить обильный плод в общее пользование всех членов церкви: но кто поручится, что при этом не возникнут между пшеницей и плевелы, и семена их не внесутся так же в общую житницу? Кто устранит ложное и вредное, чтобы оно не примешалось к чистому учению и не осталось при нем навсегда? Все это вверяет Господь Духу истины: егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину (Ин.16:13), т. е. раскроет вам во всей полноте истину учения, которое Бог в своем благопромыслительном совете о роде человеческом, положил сообщить ему на время земного его странствования. Вам, день и ночь поучающимся в законе Господнем2, нет нужды подробно объяснять, как при всем единстве учения Господня и учения Апостольского, некоторые части Христова учения действительно раскрылись в полном свете только в проповеди Апостольской. Но не излишне будет представить хотя один пример. Господь, вступая в свое служение, уже видел, что оно должно окончиться смертью. На это Он обрек Себя, как Искупитель рода человеческого. Но мысль о смерти Мессии слишком далека была от представления всех вообще иудеев, а вместе с тем и учеников Его. Всякий раз, как Господь находил нужным предварить о том Своих учеников, слова Его возбуждали недоумение. «Они же не разумеша глагола сего», – откровенно сознается Евангелист (Лк.9:45). Между тем мысль о смерти Богочеловека должна лежать в основании всего учения христианского. Искупление смертью Сына Божия – вот на чем зиждется вся наша вера, надежда и любовь. Как же было раскрывать этот догмат ученикам, когда они вовсе чуждались самой мысли о смерти Мессии: слышахом от закона, яко Христос пребывает во веки (Ин.12:34). В последних беседах Иерусалимских, – на таинственной вечери с учениками, при самом установлении таинства, – в своей первосвященнической молитве Господь дал разуметь, что жизнь Свою посвящает Он за весь мир. Но во всей силе, во всей обширности своего приложения к жизни церкви, этот догмат должен был раскрыться только в учении Апостольском. И вот, уяснение этого догмата скоро привело к отмене закона Ветхозаветного, как средства оправдания, и к свободному принятию язычников в недра церкви. Кто раскрыл это? «Изволися Духу Святому и нам» – пишут Апостолы, возвещая определение собора Апостольского, которым освобождались язычники от тягости закона иудейского. Из этого примера можно видеть и то, что значат слова Господа: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от Себе бо глаголати имать, но елика услышит, глаголати имать. Он Мя прославит, яко от моего приимет и возвестит вам (Ин.16:13,14). Не от Себе: т. е. не новое учение, в отрицание или исправление слышанного от самого Господа, возвестит Дух Святой или глаголющие Духом Святым, но из начал, уже положенных, выведут дальнейшие следствия, договорят невысказанное, объяснив и утвердив начатки слова Христова (Евр.6:1). Напрасно иудействующие лжебратия обвиняют Апостола Павла в отступлении от истины Христовой, в превращении учения прочих Апостолов. Напрасно новые, современные нам лжеучители, стараются уверить, что проповедь Павлова основывалась совсем на других началах, чем проповедь Петра, Иакова, и самое учение Христово хотят смешать с иудейством. Нет, новый Апостол, неходивший во след Иисуса вместе с прочими, но после всех призванный Им уже прославленным, не от себе будет глаголать. Не браните ему…Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит (Лк.9:50; Ин.16:14). Не вдруг содержание Божественного откровения все исчерпывается и изрекается. Елика услышит, глаголати имать. Как Сам Сын Божий свидетельствовал о Себе, что Его учение несть Его, но Пославшего Его: так и об учении Духа Святого Он говорит: елика услышат. И чтобы живее, ближе к нам представить Его действие, изображает Духа всеведущего, Духа испытующего и глубины Божия, как бы по частям приемлющим познание истины. Елика услышит. Собственно говоря, это указывает только на то, что в Апостолах постепенно будет возрастать познание Христовой истины. Нет ошибок, нет заблуждений и в первых опытах их проповеди. Истина Христова говорит и в первой речи Апостола Петра, после сошествия Святого Духа на Апостолов, перед разнородным множеством иудеев всех стран. Но тогда Дух Святой ему еще не сказал: ни единаго скверна или нечиста глаголати человека (Деян.10:28). Когда же и это он услышит, тогда не обинуяся возвестит, тогда ничтоже сумняся пойдет в дом Корнилиев, и будет защищать пред всем собранием Иерусалимским, яко не на лица зрит Бог, но во всяком языце бояйся Его и делаяй правду приемлется им (Деян.10:34,35). Так Дух Святой всегда будет учить Апостолов, и ученики Христовы всегда будут учениками Духа.
Но не одно учение требовало раскрытия, объяснения, дополнения. Новая религия должна была иметь свое богослужение, дать свое устройство Церкви, определить правила для жизни. Все это должно было управляться по новым законам. Сколько нам известно, сам Господь установил некоторые важнейшие учреждения; но многого еще не доставало для полного устройства общества христиан во всех отношениях. Припомним себе, что отвечал Он фарисеям, которые думали поставить Ему в упрек, что ученики Его не постятся часто и не творят молитвы, как Иоанновы ученики, Он отвечал им притчей: никто не вливает вина молодого в мехи старые. Молодое вино в мехи новые вливать должно (Лк.5:37,38). Это значило, что Церковь Христова должна иметь свои правила для богослужения и для жизни. Когда же она будет иметь их? На это также притчей намекнул Господь: еда можете сыны брачныя, дóндеже жених с ними есть, сотворити поститися? Приидут же дние, егда отъят будет от них жених, и тогда постятся, в тыя дни (Лк.5:34,35). Так Господь сам отсылает учреждение внешних правил и уставов ко времени своего удаления от земли, когда будет действовать Дух Святой. И здесь оправдалось слово Господне: от Моего приимет. Потому что все назидалось на данном основании, и по данным началам. Ап. Павел пишет: аз приях от Господа, еже и предах вам (1Кор.11:23). И о постановлениях другого рода говорит: завещаваю не аз, но Господь … прочым же аз глаголю, а не Господь;… мнюся бо и аз Духа Божия имети (1Кор.7:10,12,40). Так Дух Святой наставляет Апостолов на всяку истину во всех путях их деятельности, и в их богодухновенных посланиях, писанных к частным церквам, даровал всей Церкви вселенской руководственное наставление на все времена, полезное ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде (2Тим.3:16).
Освещая в памяти прошедшее, просвещая в настоящем, Дух Святой, по обетованию Господню, проливает свет и на будущее. И грядущая возвестит вам (Ин.16:13).Явление Мессии в ожиданиях Иудеев соединялось с последними временами мира. Эта мысль господствовала и над умами Апостолов до просвещения Духом Святым. Когда Господь вознесся на небо, предоставив им дело всемирной проповеди, они должны были увидеть, что ожидаемое торжественное открытие царства Мессии должно отдалиться на неопределенное время. И Ап. Петр, вскоре после озарения Духом Святым возвестил иудеям, что Христа Иисуса вознесшегося должно было принять к себе небо до времени совершения всего, что говорил Бог устами всех св. пророков своих от начала века (Деян.3:21). В церкви Солунской по случаю бедствий усилилось ожидание скорого пришествия Христова до того, что некоторые впали в бездействие: Ап. Павел должен был увещевать христиан Солунских, чтобы они не спешили колебаться умом и смущаться, яко уже настоит день Христов (2Сол.2:2). Но с другой стороны, небезопасно было для Церкви и подавлять такие ожидания: ибо уже во времена Апостолов стали появляться ругатели, которые говорили: где есть обетование пришествия Его? Отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания (2Петр.3:4). Чтобы умерить нетерпеливость одних и возбудить от закоснения других, чтобы поставить учеников Христовых и других верующих в положение верных рабов, всегда готовых сретить своего господина, Дух Святой не определяя времен и лет, яже Отец положи во своей власти, раскрыл будущее частью в ближайших признаках славного пришествия Христова, частью в таинственных образах самых перемен, ожидающих Церковь до дня всемирного пременения. Таковы предречения о последних временах в писаниях Ап. Петра, Ап. Павла и в целой книге Откровения Ап. Иоанна.
Так исполнились все обетования Господа Иисуса Христа о Духе Святом, данные Апостолам. Не только пребыл Он с ними до конца их подвига на земле, но и когда они отошли к своему Господу, он пребыл и пребывает с Церковью Апостольской и пребудет во веки. И так же как жил он и действовал в Апостолах, живет и действует в Церкви, охраняя преданное, руководя в разрешении вопросов настоящего времени и направляя умы и сердца к грядущему.
Братие мои, приготовляясь быть органами Духа Святого в Церкви Христовой, не должны ли мы постоянно держать себя в том настроении, в котором готовились Апостолы принять Духа Святого И бяху выну в Церкви, хваляще и благословяще Бога (Лк.24:53). Все мы, как христиане, помазание имамы от Святого; но для избираемых в руководители прочих недостаточно одних общих даров. Разделение даров зависит от воли Духа. Будем молить Его, да просветит наш ум и сердце, чтобы соделать нас не непотребными в деле служения Церкви Божией. Апостол Иаков учит: аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем нелицеприемне, и не поношающаго, и дастся ему (Иак.1:5). Аминь.
протоиерей Александр Горский. Произнесено 28 мая 187З г.
* * *
Источник: Горский А. В., прот. Слово на день Святого Духа: ["Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всякую истину" (Ин. 16, 13): Произнесено 28 мая 1873 года] // Богословский вестник 1894. Т. 2. № 6. С. 369-378 (2-я пагин.).