Страстная седьмица

 

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Эта неделя особой сугубой молитвы и воздержания. Все дни Страстной Седмицы называются великими. Каждый день предлагает для нашего внимания то или иное чтение, вслушиваясь в которое, мы как бы следуем за  Самим Христом, начиная от входа Его в Иерусалим, и каждый день вместе с Ним и Его святыми учениками совершая путь как тогда, в I веке, когда Христос Спаситель ещё жил здесь с нами, в земном бытии.

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
‘греч. Μεγάλη Δευτέρα’, Страстно́й понедельник — понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. 

«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек»

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
Главное место в этот день занимает тема обличения фарисеев и книжников, которые после этого уже окончательно идут на разрыв с Христом и принимают решение убить Его. Особое внимание привлекают притчи о десяти девах и о талантах. Они предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок и о причинно-следственной связи в жизни человека.
Ветхозаветные тексты продолжают рассказывать о страданиях еврейского народа в египетском плену и о праведнике Иове. Все они говорят, что скорбь не напрасна, и готовят верующих к достойному соучастию в Страстях Господних.
В этот день Христос прямо говорил ученикам о грядущих страданиях, последний раз проповедовал в Иерусалимском храме. Фарисеи и книжники спорили со Христом и настаивали на исполнении не только «письменного» закона, который был дан Господом Моисею, но и «устного» — то есть многочисленных традиций и правил. Они пытались задавать ему хитрые вопросы, чтобы поймать на незнании законов и заповедей.
Спаситель заканчивает проповедь удивительно трогательными и горькими словами: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Это, оставляется вам дом ваш пуст». Этими словами Христос показал, что, несмотря на все беззакония Израиля, Он все равно любит народ и скорбит о его скором падении. Так же Господь печется о человеке, и скорбит о его грехах.
Притча Христа о десяти девах. Пять разумных и пять неразумных дев ожидали жениха. Мудрые приготовили светильники с елеем, а другие не позаботились об этом. И когда в полночь пришёл жених, пяти неразумным девам не с чем было выйти встретить его, и они оказались за дверями брачного пира.
Жених в притче символизирует образ Спасителя, а девы — христианские души. Христос говорит о необходимости духовного бодрствования, ежечасной готовности к встрече с Господом. Елей в светильниках — это целомудрие, милостыня, добрые дела, исполнение заповедей. В притче подчёркивается — одной веры мало. Ведь и мудрые, и неразумные девы ждали и не сомневались в приходе жениха. Но одни готовились к этому, а другие жили беспечно. Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос делает из этой притчи однозначный и вполне определённый вывод: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».

ВЕЛИКАЯ СРЕДА
Третий страстной день посвящен двум событиям – обеду в доме фарисея Симона и предательству Иуды. Богослужебные тексты противопоставляют блудницу, которая помазала ноги Христу благовонным миром, и ученика, соблазнившегося деньгами и выдавшего Учителя врагам.
Ветхозаветный блок продолжает рассказывать о тяжкой судьбе еврейского народа и о судьбе Иова, который на сей раз по воле Божьей заболел проказой, но при этом остался до конца верным Богу, без ропота перенося трудности.
В этот день последний раз в году совершается Литургия Преждеосвященных Даров.Великая Среда — день особый,  наложивший отпечаток на весь церковный год. В среду всегда, кроме особых случаев, полагается пост — в память о предательстве Иудой Христа.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Готовясь идти на вольную страсть, Господь пожелал в последний раз вкусить пасху с учениками Своими. Сын Божий и Царь мира умывает ноги ученикам, примером Своим научая их смиренно служить друг другу; по совершении Пасхи ветхозаветной – в воспоминание избавления народа Божия от рабства – совершается Пасха новая, причащение Тела и Крови Христа, которые Он отдаёт для спасения людей, для освобождения их от рабства греха и смерти. Хлеб жизни принимает из рук Христа и тот, кто замышляет предать Его смерти: Господь знает мысль его: Он знает, что и другие ученики из боязни оставят Его. Скорбь о предательстве, о малодушии тех, кого Он любит, ожидание близких страданий, готовность идти на мучительную смерть, любовь и глубокая печаль выражаются в последней беседе Христа с учениками. Эта беседа передана во всей полнота своей на утрени великого Пятка: но и ныне евангелие приводит нас к началу страданий Христа. Один, пока ученики Его отягчены сном, Он в саду Гефсиманском молится Отцу со скорбию и слезами: пот Его, как капли крови, падает на землю: ангел с небеси укрепляет Его. Но вот подходит предатель: Иуда, льстивым лобзанием, указывает врагам на Христа; Господа ведут к первосвященнику: во дворе архиерейском Он слышит отречение Петра, терпеть заушение, оплевание; враги допрашиваютъ Его, лжесвидетельствуют, всячески ругаются над Ним. Когда же настало утро, первосвященники и старейшины народа, по совещании между собою, решив, что Он должен умереть, передают Его связаннаго Понтию Пилату, игемону.

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

Готовясь идти на вольную страсть, Господь пожелал в последний раз вкусить пасху с учениками Своими. Сын Божий и Царь мира умывает ноги ученикам, примером Своим научая их смиренно служить друг другу; по совершении Пасхи ветхозаветной – в воспоминание избавления народа Божия от рабства – совершается Пасха новая, причащение Тела и Крови Христа, которые Он отдаёт для спасения людей, для освобождения их от рабства греха и смерти. Хлеб жизни принимает из рук Христа и тот, кто замышляет предать Его смерти: Господь знает мысль его: Он знает, что и другие ученики из боязни оставят Его. Скорбь о предательстве, о малодушии тех, кого Он любит, ожидание близких страданий, готовность идти на мучительную смерть, любовь и глубокая печаль выражаются в последней беседе Христа с учениками. Эта беседа передана во всей полнота своей на утрени великого Пятка: но и ныне евангелие приводит нас к началу страданий Христа. Один, пока ученики Его отягчены сном, Он в саду Гефсиманском молится Отцу со скорбию и слезами: пот Его, как капли крови, падает на землю: ангел с небеси укрепляет Его. Но вот подходит предатель: Иуда, льстивым лобзанием, указывает врагам на Христа; Господа ведут к первосвященнику: во дворе архиерейском Он слышит отречение Петра, терпеть заушение, оплевание; враги допрашиваютъ Его, лжесвидетельствуют, всячески ругаются над Ним. Когда же настало утро, первосвященники и старейшины народа, по совещании между собою, решив, что Он должен умереть, передают Его связаннаго Понтию Пилату, игемону.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

В этот день  святая церковь собирает чад своих к живоносному гробу воспеть погребальные песнопения Тому, Кто, возлежа «во гробе плотски, был во аде с душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на престол со Отцем и Духом».

По обычном шестопсалмии, поется погребальный тропарь (благообразный Иосиф….) с присоединением песнопений, выражающих божественное величие Умершего, во время пения которых совершается каждение вокруг плащаницы, напоминающее о благовониях, принесённых Иосифом, и по всему храму, как бы в знамение того, что смертью Господа мы сами соделались Христовым благоуханием Богу, что от живоносного гроба по всем местам вселенной распространяется благоухание познания о Нём (1 Кор. ІІ, 14, 15).

 

Календарь 2024