Суббота 5-й седмицы Великого поста. Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы

На протяжении многих веков человеческой истории мир ждал пришествия Спасителя. Этим ожиданием проникнут весь Ветхий Завет – это его центральная тема. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл  самым убедительным доказательством существования Бога считает непрестанную молитву христиан на протяжении тысячелетий. «Если бы небеса молчали, если бы Бог никогда не отвечал на молитвы, кто бы стал к Нему обращаться на протяжении тысячелетий?», – спрашивает патриарх. С распространением христианства и  прославлением Имени Спасителя мира славится  Имя Пресвятой Девы Марии, Имя той, Которая удостоилась стать Матерью Богочеловека.

Церковь учит, что Пресвятая Дева Мария есть Богородица и Приснодева, Высшая всех небесных сил и святых, первая пред Богом Заступница и Помощница наша. «…после Бога Ее восхвалят те, которые восхваляют Бога. Она – и Основание тех, которые были прежде Нее и Предводительница тех, которые после Нее, и Ходатаица вечных. Она – Тема Пророков, Начало – Апостолов, Утверждение – Мучеников, Фундамент – Учителей. Она – Слава сущих на земле, Радость –  сущих на небе, Красота – всего творения. Она – Начало и Источник и Корень неизреченных благ. Она – Верх и Совершенство всего святого» – так возвеличивал в XIV в. Пресвятую Владычицу нашу Богородицу Григорий Палама.

Дева Мария – Мать Иисуса Христа, Которая явила невиданный пример чистоты, праведности и жертвенности, Которая послужила как бы лествицей для Сына Божия, сошедшего с неба. Именно Она стала Женой, исправившей грех Евы. От Девы Марии, как земной Матери воплотившегося Бога, требовался величайший подвиг. И Она добровольно и свободно пошла на это. Богородица не усомнилась в Своем предназначении, потому что вера Ее была крепкой и твердой. Она была достаточно духовно сильна, чтобы не возгордиться, и достаточно смиренна, чтобы нести Свой крест. Ведь с самого начала знала, что земное служение Ее Сына завершится трагически. Богородица перенесла немыслимые страдания ради нашего спасения.

Церковь почитает Царицу Небесную, без подвига Которой стало бы невозможным Боговоплощение и наше спасение.  Церковь прославляет Богородицу, как Матерь Бога нашего, всегда Блаженную и всецело Непорочную, сохранившую девство до Рождества, в Рождестве и по Рождестве Господа. Зачалась и родилась Она в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Но Рождение Ею Бога, Спасителя Ее и всего человечества, доставило Ей величие, превысшее величия безгрешных Ангелов, не вкусивших грешной смерти и не нуждавшихся в Спасителе. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, называл Ее «сердцем Церкви», сравнивая, как Она своим материнским участием всю жизнь Божией Церкви разносит всему церковному телу и всякому из отдельных его членов дары Божией благодати.

Вера во Христа, где нет благоговейного отношения к Богоматери, есть иная вера, иное христианство в сравнении с церковным. К такому иному христианству относится протестантизм, который в глубочайшем существе своем связан с загадочным и непонятным нечувствием Богородицы, которое оформилось со времен  Реформации.

Профессор К.Е. Скурат в соей книге “Идите и научите” так описывает значение праздника: «Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь: “Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!” И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви».

 

Календарь 2024